Оформление земельного участка в собственность

Стать собственником участка земли можно двумя способами: зарегистрировать свои права в Госреестре на существующее землевладение или через договор купли-продажи, если земля уже регистрировалась в качестве частной собственности. Если в первом случае, земля была получена в пользование бесплатно от государства, то во втором случае имеет место обычная сделка приобретения имущества. В зависимости от того, является ли земля частной недвижимостью, регистрация права собственности на земельный участок проходит с учетом данных различий, что нашло свое отражение в российском законодательстве. Существует единый регламент прохождения процедуры, как оформить земельный участок в собственность, вне зависимости от территориальной принадлежности к тому или иному региону России.  Только Росреестр может зафиксировать права собственника земельного надела, основываясь на предоставленных документах, подтверждающих это право.

Prosobstvennost - о собственности профессионально и просто

Если при заключении сделки купли-продажи земля изначально переходит новому владельцу в полное распоряжение, то неоформленным Росреестром землевладением можно будет распоряжаться только после регистрации. Данное мероприятие позволит владельцу зафиксировать за собой собственность, наделяя полномочиями продавать, обмениваться, дарить, включать в наследство, решать вопросы по защите прав в земельных спорах с представителями местной власти, гражданами и организациями.

Положениями Земельного Кодекса утверждается право оформить в собственность, выданную ранее в безвозмездное владение землю только однократно. Любые дальнейшие действия относительно участка производятся на платной основе.

Способы оформления земельного участка

Prosobstvennost - о собственности профессионально и простоВ зависимости от причин, по которым производится оформление земельного участка в собственность, различается и порядок действий:

  1. Регистрация смены собственника физического лица, получившего надел по праву наследования, сделке купли-продажи или мены, дарственной;
  2. Регистрация на основании приватизации государственной или муниципальной земли;
  3. Оформление недвижимости в счет уставного капитала образовавшегося юрлица.

Чтобы стать полноправным владельцем надела, недостаточно заключить договор, дающий на это право. Данное действие является неотъемлемым этапом процедуры регистрации права собственности на земельный участок.

Виды собственности

Законом предусмотрены различные варианты оформления участка:

  • Совместная собственность;
  • Единоличная собственность;
  • Долевая собственность.

Ограничения

Следует также учесть, что не все территории подлежат регистрации в частное владение. Существует запрет на оформление земли в собственность, относящуюся:

  • к территории кладбища,
  • к парковой зоне,
  • к госзаповедникам,
  • к категории изъятых из оборота,
  • к используемым вооруженными силами РФ,
  • к объектам атомной энергетики.
Читайте также  Возможно ли изъятие земельного участка у владельца

Процедура оформления

Prosobstvennost - о собственности профессионально и простоПорядок оформления земельного участка в собственность имеет схожие этапы, вне зависимости от оснований, давших право на смену собственника. Различаясь в нюансах, процесс переоформления характеризуется длительностью подготовительного этапа и включает следующие обязательные мероприятия:

  1. Исполнительная геодезическая съемка территории, подтверждающая корректность проектов по дальнейшему строительству на участке, выполняемая различными землеустроительными организациями. Подготовка геодезистами исполнительной съемки – то, с чего начинается оформление любого участка. На подготовку документа может уйти довольно много времени (около 1 месяца) и средств (в среднем, до 15 тысяч рублей).
  2. Оформление границ надела. Полученные результаты исполнительной съемки передают сотруднику отдела архитектуры. В течение полутора месяцев документы рассматриваются и готовят постановление о передаче участка в собственность.
  3. В Федеральном агентстве кадастровой недвижимости заказывают выписку, согласно которой будет произведено межевание.
  4. Установление границ надела или межевание. Данная мера позволяет получить юридическое подтверждение точного расположения участка, что обеспечит защиту от возникновения спорных вопросов относительно пределов земли. Процесс межевания и подготовки документов занимает еще около полутора месяцев.
  5. Оформление кадастрового паспорта в местном органе кадастрового учета. Для получения документа предоставляют целый пакет, состоящий из заключения о межевании, квитанции уплаты пошлины за получение выписки, документ, идентифицирующий личность и др. На подготовку кадастрового паспорта и плана участка земли может уйти еще около месяца. Получив на землю кадастровый паспорт, гражданин становится полноправным собственником объекта недвижимости.

В случае невозможности прохождения всех инстанций в процессе подготовки документов, можно оформить доверенность на лицо, которое будет наделено полномочиями представлять интересы собственника в различных государственных органах, получать и запрашивать справки.

Единый перечень документов

Prosobstvennost - о собственности профессионально и простоВ процессе приватизации и оформления в собственность земли особенно важным этапом является сбор и подготовка всех требуемых документов:

  1. гражданский паспорт;
  2. документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  3. документ, дающий права на владение участком (свидетельство о наследстве, распоряжение, на основании которого выделялся или предоставлялся участок земли, решение суда, иное);
  4. кадастровый план;
  5. заявление.

Если все документы подготовлены правильно и в полнм объеме, заявитель передает их в местный орган госрегистрации, сотрудники которого обязаны в течение 1 месяца выдать свидетельство о праве собственности. Так как оформить землю в собственность быстро не получится, данный факт следует учитывать, если владелец планировал быстро продать надел или иным образом распорядиться со своим имуществом.

Читайте также  Получение кадастрового номера земельного участка

Другой сложностью может стать отсутствие у наделов, полученных много лет назад, кадастрового паспорта и правоустанавливающих документов, оформленных юридически верно. При рассмотрении пакета документов может также выясниться, что в справках и свидетельствах, составленных по устаревшим требованиям, указывается не вся нужная информация. Если нет документов или они нуждаются в корректировке и исправлении, процесс подготовки может значительно затянуться и усложниться.

Оформление бесплатно выделенного участка

Prosobstvennost - о собственности профессионально и простоМногих граждан больше интересует вопрос оформления старых земельных наделов, полученных бесплатно от государства в безвозмездное пользование более 20 лет назад. В случае необходимости фиксации своих прав, необходимо обратиться в местный орган Росреестра с предоставлением следующих документов:

  • гражданского паспорта
  • в случае, если интересы собственника представлены его доверенным лицом, предоставляют эту доверенность и документы, идентифицирующие личность представителя;
  •  заполненное при сотруднике заявление установленного образца;
  • кадастровый паспорт на участок;
  • правоустанавливающий документ.

Особенности оформления «старого» участка

Среди документов, предъявляемых сотрудникам госоргана, нет свидетельства о собственности на рассматриваемый объект, т.к. данное право фактически еще не оформлено юридически и свидетельство будет получено уже после завершения процедуры.

Оформить надел могут не только лица, на которых государством была выделена земля, но и их наследники. Процедура оформления такого участка схожа с обычной схемой, отличаясь лишь необходимостью доказать свое право на наследство нотариально заверенными бумагами.

 

Ограничение возникает лишь относительно участков, выданных в бессрочное пользование до вступления в силу Земельного Кодекса. Если гражданин, получивший такой надел до 2001 года, своевременно не зарегистрировал право собственности, включить в наследство землю не удастся.

Для владельцев земельных наделов важно зарегистрировать свои права на объект недвижимого имущества, чтобы иметь право полноценно им распоряжаться. Покупателям, прежде чем подписать договор купли-продажи, следует проверить все документы на передаваемую землю, чтобы избежать в будущем неприятностей, связанных с проблемой регистрации приобретенной собственности.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация юриста по телефону: +74997034897 (МСК), +78124297232 (СПБ)
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации