Процедура прописки в квартире собственника

Данная форма регистрации является наиболее распространенной и в полной мере осуществима как для российских граждан, так и для иностранных гостей страны. Однако для последних законодателем установлен запрет на регистрацию на постоянной основе, и прописка в квартире собственника в таком случае является временной. Сроки ее истекают в определенный законом срок и истекают автоматически по выезде за пределы страны.

Паспорта и документы

Общие сведения

Паспорта с пропискойДля того чтобы принять решение как прописаться в квартире, необходимо запомнить довольно простые и расхожие нормы, установленные жилищным кодексом. Однако первое, что нужно предпринять, это найти жилье, владелец которого будет прописывать у себя нового жильца.

Постоянная регистрация на территории России на сегодняшний день является законодательной необходимостью. Кроме того, она дает ряд преимуществ любому лицу. В частности, без нее невозможна реализация абсолютного большинства гражданских прав. К таковым, например, относятся:

  • возможность пользоваться образовательными услугами;
  • получение пособий и пенсионных ссуд;
  • занятие вакантной должности в большинстве организаций;
  • возможность получать медицинское обслуживание в его полной мере за счет средств, выделяемых из бюджета и мн. др.

Главным же преимуществом, которое обеспечивает постоянная прописка в квартире, является право на проживание в ней – юридический факт, который является довольно частой причиной огромного количества споров и судебных разбирательств. Помимо прав, постоянная регистрация предполагает также и исполнение разного рода обязанностей. Таких, например, как содержание жилища и общедомового имущества в надлежащем виде и своевременное внесение коммунальных платежей. Т.о., должное оформление прописки в квартире собственника порождает законные гарантии реализации права на ее владение и отчуждение (как в части, так и в целом), которое может осуществить прописанный по своим усмотрениям.

Право на осуществление постоянной регистрации в первую очередь дает факт владения жилищем. Правовые же основы самого владения весьма разнообразны. К таковым можно отнести:

  • сделку купли-продажи;
  • документ, подтверждающий факт вручение имущества в виде дара;
  • переход недвижимости от одного собственника к другому в рамках наследования.

Помимо этого, недвижимость может быть приобретена посредством долевого участия в строительстве или иным способом. Стоит также отметь, что даже при наличии документа, подтверждающего факт владения жилищем, проживание в нем без постоянной регистрации трактуется законодателем как административное правонарушение и карается соответствующим штрафом.

Процедура регистрации

Паспорта и документыПрописка в квартире собственника осуществляется по довольно несложному сценарию. Первым звеном в этой цепи является паспортный стол, куда обращаться следует с уже оформленным документом, являющимся основанием для возникновения права на владение и пользование имуществом. Кроме того, потребуется предъявить свидетельство о собственности и составить соответствующее заявление по установленной форме, с которой ознакомиться можно непосредственно в учреждении.

Читайте также  Как влияет временная регистрация на оплату коммунальных услуг

Прежде, чем обратиться по поводу регистрации в паспортный стол, следует сначала сняться с учета по прежнему месту жительства. Однако, в принципе, это нередко делают сами сотрудники миграционных органов (ранее УФМС), для чего необходимо написать письменную просьбу.

Бытует мнение, что при регистрации на новом месте жительства процедуру может затянуть военный комиссариат, куда обратиться следует непосредственно перед снятием с воинского учета. Однако практика решения подобных вопросов весьма неоднородна и ежегодно меняется даже в пределах одного региона. Потому по общим правилам лицам призывного возраста рекомендуется просто своевременно извещать комиссариат о смене своей регистрации уже по факту.

Временная прописка

В случае длительного пребывания гражданина в ином городе, по истечении 3 месяцев он должен получить временную регистрацию в том жилище, в котором он проживает. Таким объектом может стать любой пригодный для проживания дом, либо квартира. При этом собственник, прописывающий такое лицо, также должен иметь регистрацию.

Кроме этого правила прописки допускают осуществление временной регистрации на территории пансионатов, лечебных санаториев и прочих подобных учреждений. Для прописки в таком случае понадобиться только удостоверение личности. Во всех прочих случаях, требуется письменное волеизъявление владельца жилища.

При временной регистрации, помимо стандартного заявления необходимо представить несколько документов:

  • удостоверения личности (от собственника и прописываемого лица);
  • документ, подтверждающий факт владения собственностью.

Владелец жилища, осуществляющий временную прописку, составляет письменное разрешения в простой вольной форме. Такую бумагу нотариально заверять не нужно. Бланк для регистрации выдается в паспортном столе. Формально такая прописка может представлять собой как самостоятельное свидетельство в виде отдельного документа, так и печать с соответствующей пометкой.

В случае регистрации иностранного гражданина временная регистрация является действительной в течение 3 лет, однако, как правило, выдается сроком на 12 месяцев. В том редком случае, когда сотрудник паспортного стола убеждает регистрирующееся лицо в необходимости сняться с воинского учета, необходимо заполнить соответствующую форму и подать новое заявление.

Как правило, стандартная процедура получения временной прописки занимает не более 3 дней. Однако перечисленные выше формальности могут растянуть до 1 месяца.

Прописка в неприватизированном жилище

Подача документовЧтобы прописаться в квартире, которая не является приватизированным имуществом, необходимо заручиться целым перечнем письменных разрешений: от нанимателя и всех проживающих с ним совершеннолетних лиц, а также от фактического собственника жилища. В число последних обыкновенно входят разного рода ведомства, как федерального, так и регионального или муниципального уровня, что зависит от статуса жилого фонда.

Читайте также  Оформление дарственной на долю в квартире: процедура, документы

Для прописки в квартиру следует обратиться в специальный орган, ведающий жилищной политикой в данном населенном пункте. В случае одобрения, регистрирующемуся лицу будет выдано письменное согласие, распечатанное на специальном бланке. Обыкновенно это происходит на 2 или 3 день после официального запроса. Принимая решение сотрудники такой организации учитывают конкретную площадь жилья и соответствие условий проживания в нем всем установленным законодателем нормативам.

После того как все перечисленные формальности будут соблюдены, наниматель и члены его семейства должны будут подать соответствующее заявление в паспортный стол, где с него затребуют ордер или договор аренды. Как правило, срок рассмотрения подобных заявлений не превышает 3 рабочих дней.

Процессуальные и формальные нюансы

Паспорт и документы о собственностиСама процедура регистрации имеет природу уведомления. Поскольку в соответствии с основным законом Российской Федерации каждое лицо имеет право на свободное перемещение, государство (а в частности, правоохранительные органы) обеспечивает себе возможность отслеживать место пребывания своих граждан. Т.о., с юридической точки зрения процедура регистрации есть ни что иное, как способом, посредством которого гражданин сообщает правоохранительным и муниципальным органам о месте своего настоящего пребывания.

Несовершеннолетнее лицо, достигшее 14 лет, составляет заявление самостоятельно. Что же касается регистрации новорожденного, то эта процедура характеризуется большей простотой и обыкновенно занимает не более 1 дня, за исключением специфических случаев.

Немало профессиональных споров вызывает необходимость присутствия при регистрации собственника жилища. Так, некоторые правоведы полагаю, что вполне достаточным могло бы быть представление нотариально заверенной бумаги с разрешением на прописку от собственника, или присутствие доверенного лица. Однако же на практике, сотрудники паспортного стола требуют личного волеизъявления владельца, мотивируя это тем, что сама процедура регистрации имеет сугубо индивидуальную специфику.

Выплата какой-либо государственной пошлины за предоставление услуг по осуществлению прописки не предполагается. Обращение к разного рода посредникам для обеспечения более эффективного протекания процедуры практикуется только в узко специальных случаях, или, когда налицо трудности с писками подходящего жилища.

Прописка по решению суда

Подобные особые случаи имеют место при ненадлежащем оформлении документов или же, когда регистрации обычным порядком активно препятствуют иные лица. Так, примером подобного случая может стать ситуация такого плана: один из обеспеченных родителей, проживая в собственном жилище, отказывает зарегистрировать ребенка на своей жилплощади, несмотря на то, что в этом есть острая нужда. Тогда второй родитель вполне имеет право подать прошение в суд, с тем, чтобы ребёнок был зарегистрирован по месту жительства первого родителя, в связи с его удовлетворительным материальным положением.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация юриста по телефону: +74999385126 (МСК), +78124673025 (СПБ)
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации